[сайт-версия]

Надзор и регулирование в банковском менеджменте

Надзор и регулирование являются неотъемлемым элементом банковского менеджмента. Деятельность в этом направлении лежит в верхней (управляющей) сфере окружающей среды и характеризуется прямым воздействием. Благодаря этой деятельности устанавливаются границы и правила работы банков, происходит нормативное регулирование, осуществляется защита интересов банков и их клиентов. С точки зрения банков надзор имеет как позитивные (направляющий, организующий, стабилизирующий) факторы, так и в негативные аспекты (снижение активности, доходности операций, дополнительные организационные обязанности, дополнительные операционные расходы и т.д.). Однако, несмотря на различия в оценках, только деятельность банковского менеджмента, осуществляемая строго в рамках требований, нормативов, с учетом возможного применения банковского надзора, способна обеспечить стабильность, эффективность и высокий имидж банка.

Цели и задачи надзора и регулирования в банковской системе

Наиболее обобщенно основные задачи, стоящие перед всеми системами банковского надзора для всей его иерархической структуры, могут быть сформулированы следующим образом.

1. Поддерживать и гарантировать «здоровье» банковского сектора как одного из базовых факторов, способствующих экономическому росту страны и повышающих стабильность его экономики.

2. Защищать законные и целесообразные интересы клиентов банков, прежде всего вкладчиков, разместивших свои средства в банках, и инвесторов, вложивших средства в банковские долговые инструменты. Необходимость такой защиты определяется тем, что далеко не все вкладчики могут собрать и проанализировать необходимую информацию для оценки риска банка, а ведь потеря доверия вкладчиков к конкретному банку может привести к их недоверию ко всей банковской системе. Разнообразие и разнонаправлен-ность задач, стоящих перед банковским надзором, конкретизируются кругом целей, определяющих направления банковской деятельности. Более конкретно эти цели могут быть выделены и сформулированы следующим образом:

— цели стабилизации — определить и сохранить благоприятные тенденции, проявляющиеся на различных этапах развития и деятельности банков и кредитных учреждений (расширение и комплектация банковских продуктов, нацеленность банковской политики на партнерские отношения с клиентами и т.д.);
— цели стимуляции — простимулировать, подкрепить деятельность отдельных типов и видов банков и финансовых учреждений, отдельных направлений банковской деятельности или банковских сделок, отраслевых, географических или социальных составляющих качественных характеристик банковских продуктов (стимуляция инновационной специализации банков, долгосрочного кредитования и инвестиций, финансирования банками конверсионных программ и т.д.);
— цели нейтрализации — защитить кредитную систему (банки и кредитные учреждения) от неблагоприятных внешних и макроэкономических объектов и воздействий (мероприятия по поддержке национальных валют, антиинфляционные меры, жесткий отбор и ограничения деятельности допускаемых на национальный рынок внешних конкурентов и т.д.);
— цели поддержки и восстановления — поддержать конкретные банки или группы банков или кредитных учреждений в экстремальных критических ситуациях, вызванных объективными причинами или политическими и макроэкономическими, а также внешними факторами.

Требования банковского надзора

Хотя подходы и виды нормативов и ограничений, применяемых органами надзора и регулирования в сферах банковского менеджмента, в отдельных странах значительно отличаются, все же можно выделить из них наиболее важные и общие.

1. Требования к капиталу включают:

— требования к минимальному размеру капитала (в виде конкретной денежной суммы, иногда варьирующейся в зависимости от типа кредитного учреждения) считаются одним из важнейших инструментов вступительного контроля, защищающего финансовый рынок от структур аферистов;
— требования к адекватному (достаточному) капиталу в виде определенных отношений:

капитала и обязательств банка или кредитного учреждения;
капитала и активов банка, взвешенных с учетом риска (коэффициент Кука в международных стандартах). Современный аналитический подход требует структуризации активов банка по степени кредитного риска и дифференцированного их учета в определении этого норматива. Например, активы минимального риска взвешиваются по шкале рисков с коэффициентом «О» и, следовательно, в расчете норматива не участвуют (условия России этого положения пока не предполагают и активы минимального риска участвуют в расчете норматива HI с коэффициентом «1», полностью включаясь в норматив). По международным стандартам при расчете коэффициента Кука капитал разделяется на стержневой и дополнительный. В России капитал не структурируется, активы подразделяются на активы взвешенные с учетом риска (группы 1 — 6), и на высокорисковые активы (группы 3-6):

капитала и гарантийных обязательств банка за третьих лиц, предусматривающих их исполнение в денежной форме;
капитала и однодневного объема операций банка на валютной бирже;
капитала и привлеченных средств населения;
капитала и инвестиций в корпоративные ценные бумаги;
капитала и сопряженных долгов (кредиты, гарантии и поручительства своим сотрудникам, пайщикам, акционерам).

Учитываются требования к составу и структуре капитала, запрещающие делать взносы в уставный капитал отдельных видов активов (в России ценных бумаг и нематериальных активов) и ограничивающие размер неденежной части уставного капитала (в России — 20% первые два года и 10% в последующие).

В последние годы в России прослеживается явная тенденция к расширению требований к капиталу коммерческих банков и кредитных учреждений с возможным формированием их комплекса в дальнейшем.

2. Ограничение размеров кредита включает:

— -установление верхнего предела размера кредита (риска) конкретному заемщику. Обычно привязывается к величине капитала финансово-кредитного учреждения;
— ограничение объемов и количества кредитных услуг, предоставляемых конкретной сфере предпринимательской деятельности, экономическому сектору или подразделению.

3. Ограничение полномочий банка включает:

— ограничение или запрещение на включение в портфель активов ряда операций (например, гарантии на размещение отдельных видов ценных бумаг, на само проведение андеррайтинга, на страхование и т.д.);
— ограничение на ряд активов в виде владения недвижимостью, например, или акциями неустойчивых предприятий.

4. Ограничение сопряженных долгов в виде ограничений на предоставление кредитов лицам, владеющим конфиденциальной, информацией. Это касается персонала данного банка, но в первую очередь относится к управляющим банков, их директорам и владельцам. Для России подобные операции — обычное явление и контролю и регулированию пока не подлежат, хотя злоупотреблений и, следовательно, повышенного риска здесь больше чем достаточно.

5. Ограничение в виде запрещения или ограничения (в некоторых странах) нефинансовым организациям и компаниям обладать коммерческими банками, что позволило бы им пользоваться кредитными услугами с пониженными требованиями, на облегченных условиях, без тщательного учета риска этих операций. В России образование таких собственных банков и требования льготного кредитования совладельцев или «организаций отрасли» происходит достаточно часто и создает в банковской системе значительные проблемы, так как также не подлежат надзору и регулированию. Кроме того, в России достаточно четко прослеживалась тенденция отхода в этом направлении от ряда нормативных ограничений права владения. В частности, подтверждением этому служат сообщения о создании муниципальных банков в собственности муниципальных властей.

6. Ограничения по гарантиям и гарантийным обязательствам включают:

— установление верхнего предела сумм депозитов, подлежащих страхованию (в США — 100 тыс. долл.);
— ограничение круга вкладчиков, чьи депозиты подлежат страхованию;
— определение и установление предельного лимита обязательств третьих лиц, по которым банки могут предоставить гарантии или авали. Превышение этого лимита обычно не предполагает какие-либо меры воздействия, но резко снижает рейтинг банка.

Полномочия банковского надзора

Цели и задачи, стоящие перед банковским надзором, реализуются его организационными структурами по определенным, часто специфическим сценариям и схемам, включая индикаторы, показатели, приемы анализа, арсеналы и последовательности применения инструментов регулирования. Организация эффективного, целенаправленного действующего банковского надзора и регулирования логично предполагает, что, независимо от того, как структурирован и как организован банковский надзор, его ответственные функциональные структуры должны иметь в распоряжении не только достаточно мощную информационную и аналитическую базу, но и должны быть наделены соответствующей властью, обладать соответствующими полномочиями, чтобы иметь возможность адекватно и в полной мере выполнять свои функции, т.е. иметь возможность не только «ставить диагноз», но и «лечить».

Недостаток полномочий у контролирующих органов для выполнения своей работы (особенно часто отмечается в развивающихся и перестраивающихся странах), невозможность контролирующих органов самостоятельно принимать и применять жесткие адекватные меры делают сомнительным их способность справляться со своими обязанностями.

Итак, такие меры органов банковского надзора применяют для предотвращения, ограничения или исправления последствий мисменеджмента. Рассмотренные в самом общем виде такие полномочия должны включать:

1. Вступительный контроль — право и механизм устанавливать правила и ограничения, а также контролировать в соответствии с ними вступление нового банка или кредитного учреждения на рынок (подготовительные этапы формирования, получение ими лицензии и регистрация, стартовый этап работы, а также развитие филиальной сети, освоение операций, новых отраслей, территории функционирования). Включает вступительный контроль и запрещение, подтвержденное полномочиями банковского надзора налагать штрафы и требовать через судебные органы прекращения деятельности юридических лиц, называющих себя банками и/или проводящих банковские операции при отсутствии соответствующей лицензии.

Современное банковское законодательство России в требованиях вступительного контроля предусматривает:

— требования процедурного и информационного обеспечения в виде нормативного набора документов, необходимых для регистрации банка или кредитного учреждения;
— требования законности происхождения средств, вносимых в уставной фонд (аудиторские заключения или декларации о доходах);
— требования о неиспользовании для формирования уставного фонда банка привлеченных денежных средств, а также денежных средств и иных объектов собственности общественных объединений (организаций);
— требования к минимальному размеру уставного фонда и к предельному размеру в нем доли не денежных активов;
— требования к квалификации, стажу работы и к «добродетельной» с точки зрения криминального и профессионального прошлого биографии руководителей исполнительного органа банка;
— требования к срокам формирования уставного фонда;
— требования к срокам начала деятельности банка с момента его регистрации.

Цели и задачи банковского надзора на этой фазе достаточно кардинальны — не дать жулику стать банкиром (создать банк либо приобрести контроль над уже функционирующим банком), и полномочия его адекватно жесткие: отказ в регистрации (выдачи лицензии) и отзыв лицензии.

2. Оздоровительное регулирование — право и механизм анализа и диагностики состояния банков и кредитных учреждений, право требовать и контролировать проведение необходимых восстановительных мер, право навязывать эти меры, отслеживать и оценивать их с точки зрения приведения, с минимальными издержками, деятельности подконтрольных структур в рамки нормативных условий и ограничений.

3. Принудительные меры — право и механизм выявления и оценки проблемного положения банков и кредитных учреждений, право применять достаточно жесткие и адекватные ситуациям меры, как одиночные, так и комплексные или последовательные, в зависимости от их действенности или от реакции на них поднадзорных структур. Главной целью применяемых мер является резкое изменение политики, целей стратегии и тактики, а иногда и организационной структуры менеджмента банков для выведения их из проблемного, кризисного состояния постольку, поскольку это еще возможно, а «интенсивная терапия» или «оперативное вмешательство» еще могут быть действенными и эффективными. Речь идет о находящихся на пороге кризиса проблемных и предкризисных банках и кредитных учреждениях, работающих в зонах «косметического» или «авантюрного» мисменеджмента.

Казалось бы, логика подсказывает, что «профилактика» и «процедуры» должны быть достаточно четко дистанцированы от «оперативного вмешательства», но российское банковское законодательство в современном варианте этого, однако, не предусматривает.

В настоящее время все «меры воздействия» направлены на исправление нарушений требований надзора:

— обязательное для руководства банка предписание об устранении выявленных нарушений;
— требования к учредителям банков о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению, аудиторской проверке;
— штрафы, налагаемые на руководителей исполнительного органа, банка;
— требования к учредителям о смене руководства банка;
— временное ужесточение всех или части экономических нормативов;
— временный запрет на проведение отдельных банковских операций;
— взыскание с банков неправомерно полученных доходов и дополнительных штрафов;
— назначение, в случае установленных фактов мошенничества, временной администрации до принятия учредителями решения о назначении нового руководства и формировании программы реорганизации и оздоровления банка, кредитного учреждения.

В принципе меры могут быть применены в достаточно широком диапазоне, их выбор практически полностью зависит от позиции надзорного органа, прежде всего Центрального банка. Адекватность регулирующих мер в каждом конкретном случае остается под вопросом так же, как и их эффективность.

4. Ликвидационный контроль, в России относящийся к функциям АРКО, — право и механизм идентификации и фиксации кризисного состояния банков и кредитных учреждений, когда их деятельность не только создает угрозу, но и приносит прямой ощутимый вред их клиентам, банковской и кредитной системе, а в итоге и состоянию экономики страны, ее стабильности. Здесь реализуется право жестко пресекать, прекращать операции таких банков, отзывать лицензии на проведение банковской деятельности, право требовать, отслеживать, регулировать, а иногда участвовать и руководить ликвидацией этих «нездоровых, вредных» элементов банковской системы (кризисные банки и кредитные учреждения, находящиеся в зоне «мошенничества» — прямая подделка документов, сокрытие информации, прекращение выполнения обязательств при активной рекламной кампании по привлечению средств, самокредитование, манипуляция собственностью, принадлежащей банку или банкиру).