[сайт-версия]

Операции на открытом рынке

К экономическим мерам по регулированию денежно-кредитной политики относятся также операции Центрального банка на открытом рынке с ценными бумагами. Политикой открытого рынка называют куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка состоит в том, чтобы, регулируя спрос и предложения на ценные бумаги, вызвать соответствующую реакцию у коммерческих банков.

Центральный банк, продавая коммерческим банкам государственные ценные бумаги, ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков, снижает денежную массу в обращении, ослабляя тем самым давление платежных средств на товарный рынок, и повышает курс рубля.

Термин «политика открытого рынка» впервые появился в США в 20-х годах. Операции Центрального банка США на открытом рынке по сравнению с другими странами были наиболее масштабными, так как в этой стране самый большой рынок ценных бумаг.

Политика открытого рынка представляет собой орудие быстрого и гибкого воздействия. При продаже и покупке ценных бумаг Центральный банк пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществить управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Особенно эффективно это используется в период кризиса. В период высокой конъюнктуры Центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить их кредитные возможности по отношению к экономике и к населению.

Проводить такую политику Центральный банк может двумя путями. Во-первых, он может определить объем купли-продажи уровень и процентных ставок, по которым банки могут покупать у него ценные бумаги. Курс продажи ценных бумаг устанавливается дифференцированно, в зависимости от их срока. В этом случае влияние на формирование рыночных ставок будет косвенным. Во-вторых, Центральный банк может установить процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги.

Успех политики открытого рынка зависит от многих факторов. Коммерческие банки приобретают ценные бумаги у Центрального банка только при малом спросе на кредиты со стороны предпринимателей и населения, а также когда Центральный банк предлагает бумаги открытого рынка на более выгодных для коммерческих банков условиях, чем условия предоставления кредитов коммерческих банков предпринимателям и населению.

Когда необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, а соответственно и их кредитную активность, Центральный банк выступает покупателем на открытом рынке. В этом случае широко используются перекупочные соглашения, по которым Центральный банк обязуется купить ценные бумаги у коммерческих банков с тем условием, что последние через определенный период времени осуществят обратную сделку, т.е. обратный выкуп ценных бумаг, но уже со скидкой — так называемые обратные операции (операции РЕПО). Эта скидка может быть фиксированной или плавающей, установленной между двумя границами. Обратные операции на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок и поэтому являются более гибким методом регулирования.

Рынок государственных ценных бумаг на протяжении 1996 — 1998 гг. оказывал решающее влияние на состояние российского финансового рынка в целом и выступал важным инструментом регулирования денежно-кредитной политики Центрального банка. Это определялось как функциональной ролью рынка государственных ценных бумаг, так и широким присутствием на нем нерезидентов, на долю которых приходилось 32% находившихся в обращении ГКО-ОФЗ, а среди резидентов основными держателями (62%) были Центральный банк и Сбербанк России. Нерезиденты обеспечивали массированный приток валютных средств на рынок ГКО-ОФЗ, что стимулировало снижение доходности гособлигаций. С другой стороны, они стали каналом, передающим влияние колебаний конъюнктуры международных финансовых рынков на российский рынок и способствовали его кризису. Характерной чертой рынка государственных ценных бумаг в 1998 г. являлось последовательное изменение котировок. Доходность портфеля ГКО выросла с 33% в январе до 71% в июле, достигая в отдельные дни 110-120%. В условиях растущей доходности гособлигаций Минфин России проводил их погашение с привлечением средств федерального бюджета. В июле 1998 г. Минфин России провел реструктуризацию накопленного внутреннего государственного долга по схеме, предусматривающей добровольный обмен ГКО на номинированные в долларах еврооблигации с длительным сроком обращения (7 и 20 лет), а также отказался от эмиссии новых выпусков ГКО. Но кардинального оздоровления рынка не произошло и в августе торги остановились.

Перед Центральным банком встала задача разработки механизма восстановления финансового рынка, так как операции на открытом рынке являются важным инструментом регулирования ликвидности банковской системы. В этих условиях Центральный банк предложил рынку собственные краткосрочные бескупонные облигации России — ОБР. Эти облигации имеют краткосрочный характер: срок обращения составляет до 3 месяцев, максимальный объем эмиссии определен в 10 млрд. руб. Центральный банк предоставил возможность коммерческим банкам использовать их в качестве залога под ломбардные, внутридневные кредиты и кредиты «овернайт».

На этапе восстановления финансового рынка возрастает значение регулирующей деятельности Центрального банка. Рынок государственных ценных бумаг должен приобрести новый качественный уровень, выражающийся в предсказуемости его динамики и снижении доли осуществленных спекулятивных операций. На нем будут обращаться ценные бумаги, требующие дифференцированного подхода, например:

— существовавшие до 10 августа 1998 г. бумаги, не подпадающие под реструктуризацию ГКО-ОФЗ;
— бумаги, выпускаемые для реструктуризации ГКО-ОФЗ;
— новые инструменты государственного долга.

Продолжится обращение муниципальных ценных бумаг, перспективы которых в значительной степени будут определяться состоянием региональной экономики и финансов.

Положение рынка валютных государственных бумаг (еврооблигации, облигации внутреннего валютного займа и др.) будет улучшено только с повышением кредитного рейтинга России. Предполагается активизировать сектор корпоративных долговых обязательств — облигации, обеспеченные ипотекой, коммерческие векселя и др., что позволит осуществить перелив капитала государственных ценных бумаг в сегмент корпоративных.