[сайт-версия]

Прибыль и риски банка при осуществлении расчетно-кассового обслуживания клиентов

В заключение хотелось бы остановиться на таких немаловажных вопросах, как прибыль, которую получает банк при осуществлении расчетно-кассового обслуживания клиентов, и риски, которые у него при этом возникают.

На начальной стадии развития современной банковской системы России банки, стремясь получить максимальную прибыль, брали с клиентов комиссию за открытие банковского счета и за проведение всех видов операций по нему.

Сейчас картина коренным образом изменилась. Открытие банковского счета клиенту осуществляется бесплатно. Комиссия же за проведение операций по нему взимается лишь по отдельным видам операций (проведение расчетов по аккредитивам, инкассо и пластиковым картам, выдача наличных денежных средств и др.) и, как правило, ее величина не превышает расходов банка по их проведению. Основным источником прибыли для банков при этом становятся средства, которые они получают от использования денежных остатков на счетах клиентов в собственных интересах (чаще всего путем предоставления их в виде краткосрочных межбанковских кредитов).

Помимо этого, остатки денежных средств на счетах клиентов способствуют поддержанию ликвидности банка, что тоже немаловажно. Таким образом, мы видим, что денежные средства, находящиеся на счетах клиентов, играют для банков огромную роль. Поэтому банки стремятся привлекать на расчетно-кассовое обслуживание новых клиентов. С этой целью большинство банков, помимо прочего, начисляет проценты на сумму остатков денежных средств на счете клиента по ставке, равной ставке процентов по вкладам до востребования.

Осуществляя расчетно-кассовое обслуживание клиентов, банки не должны забывать про связанные с ним риски. Основной риск, возникающий при проведении банком данного вида деятельности, обусловлен тем, что банк не сможет своевременно провести платежи клиента по предъявленным им расчетно-платежным документам. Данный риск непосредственно связан с двумя внутренними банковскими рисками: риском потери ликвидности банка и операционным риском, а также с рядом внешних банковских рисков из-за введения законодательных ограничений, нарушения системы безналичных расчетов в стране и т.д.

Проведение клиентских платежей в связи с потерей ликвидности банка станет невозможным потому, что у банка не будет для этого достаточного количества денежных ресурсов. Это может быть вызвано неэффективным или неграмотным управлением активами и пассивами банка.

В свою очередь, операционный риск может быть разбит на несколько видов:

— технологический, связанный с невозможностью проведения клиентских платежей из-за сбоев в компьютерной системе или программном обеспечении банка;
— бухгалтерский, связанный с неправильным зачислением (не на тот счет) поступивших в банк денежных средств или с неправомерным списанием средств со счета;
— риск нарушения внутреннего контроля в банке.

В заключение можно сделать вывод, что для осуществления расчетно-кассового обслуживания, которое бы удовлетворяло и защищало интересы клиентов, банк должен проводить все связанные с ним операции максимально качественно, не задерживать платежи клиентов, по возможности расширять перечень сопутствующих услуг, а также не забывать про возникающие при этом риски и принимать все необходимые меры по управлению ими.