[сайт-версия]

Управление активами

В современных условиях наиболее логичным представляется определение активных операций как операций, формирующих доходы банка. К активным операциям, в дополнение к ссудным и инвестиционным, можно также отнести и лизинговые, и факторинговые, и трастовые операции банков.

Так же, как и пассивы, активы управляются с учетом необходимости балансировок целей-задач банковской политики, интересов потребителей активных банковских продуктов и ограничивающих возмущающих воздействий окружающей среды. К задачам банковского менеджмента в сфере управления активами относятся:

— обеспечение доходности — важнейшая задача предпринимательских структур, которая охватывает практически все сферы деятельности банка;
— поддержание ликвидности — обеспечение возвратности (без потерь стоимости) вложенных средств или привлечение новых ресурсов для погашения обязательств банка. Возможно управление возвратностью как по срокам (при снижении кредитного риска), так и со свободными сроками (специально оформленные документарные активы, активы, подлежащие секьютериэации — продаже со скидкой третьим лицам);
— сохранность актива, его стоимости (нейтрализация возможных потерь из-за чрезмерного риска клиентов или вследствие изменений условий рынка);
— освоение новых территорий, отраслей, сфер предпринимательства, социальных слоев и т.д.;
— формирование завершенного, адекватного требованиям рынка комплекса банковских услуг.

Все задачи банковской политики должны соответствовать интересам потребителей активных банковских продуктов — клиентов банка, таких как:

— адекватность качественных характеристик банковской услуги потребностям проекта (при использовании клиентом заемных средств). Это особо касается объемов, сроков кредита, порядка его получения, оформления, погашения и т.д.;
— приемлемая величина оплаты привлекаемых ресурсов (процент, комиссионные);
— адекватность условий и требований возврата (погашения) возможностям клиента по общему, адекватному, экстремальному или альтернативному денежному потоку;
— отсутствие излишней сложности и жесткости в условиях получения и обслуживания кредита, в методах возврата средств;
— возможность получения комплекса услуг или дополнительной помощи в виде консультаций, работы с проблемными кредитами и т.д.

Внешняя окружающая среда также формирует свои предпочтения и ограничения, создает возмущающие воздействия, которые необходимо отслеживать и учитывать в процессе управления активами. Прежде всего это:

— ряд нормативов и ограничений, устанавливаемых органами надзора;
— макроэкономические факторы и состояние рынка вообще, и финансового в частности;
— предпочтения, традиции и условия социальной среды;
— направления развития предпринимательской деятельности;
— усилия конкурентов;
— разработка и внедрение новых банковских продуктов, технологий, приемов и т.д.;
— уровень информационного обеспечения.

Управление активами — это по существу управление качеством конкретного продукта, группы или портфеля активов. Основа — диверсификация активов по ряду качественных характеристик, к основным из которых можно отнести:

— объемы;
— сроки;
— цели и проекты;
— заемщики;
— отрасли заемщика

— территории;
— величина и вид процентов, оплата комиссионных;
— порядок выдачи;
— документирование и защита, санкции;
— порядок погашения.

Перечисленные базовые принципы дают лишь подходы к управлению банковскими активами. Каждый вид активных операций банков имеет свою специфику.

Среди сфер деятельности банков есть еще одна, которая характеризует банковское учреждение, но имеет отличительные черты как пассивных так и активных операций. Это расчетно-кассовое обслуживание клиентов. Для него характерны черты пассивных операций, так как средства клиентов на расчетных и текущих счетах в определенной доле (неснижаемый остаток) являются для банка кредитными ресурсами и во многих банках оплачиваются, а также активных, поскольку проведение таких операций приносит банку комиссионные доходы. Отсюда интересы банка, учитываемые при управлении этими операциями, носят комплексный характер, и расчетно-кассовое обслуживание решает в совокупности задачи управления и пассивами, и активами (легкость доступа, стойкость, дешевизна, а также доходность и т.д.). Интересы же клиентов более специфичны. Это в первую очередь интересы участников расчетов, к которым следует отнести;
— возможность предоставления подходящей формы расчетов с учетом требований ведущей стороны сделки;
— быстрота проведения операций, особенно в условиях высоких темпов инфляции;
— гарантия платежа (для поставщика), поставки или исполнения услуги (для плательщика, покупателя);
— относительная свобода изменения (в том числе и по взаимному согласованию) условий проведения расчетов (отзывные аккредитивы, акцепт и т.д.);
— возможность получения от банка в процессе осуществления расчетов финансовой (овердрафты, контокоррентные счета), а также организационной помощи и консультаций.

Нужно также отметить интересы инвестора:

— относительно невысокая оплата;
— отсутствие или минимальная «блокировка» средств в расчетах (предпочтительны чеки и аккредитивы под гарантию банка);
— возможность получения оплаты по неснижаемому остатку средств на счете.

Расчетно-кассовые операции также частично регламентируются органами банковского надзора, на них оказывают влияние рынок и предпринимательские сферы, развитие технологий и расчетных инструментов.