[сайт-версия]

Валютное регулирование

Необходимость регулирования валютного курса обусловлена негативными последствиями его резких и непредсказуемых колебаний. Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке, т. е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. В условиях постоянного снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рыке ориентируются не столько на издержки производства, сколько на падение курса национальной валюты. Снижение курса становится фактором инфляции.

Традиционно Центральный банк осуществляет регулирование валютного курса посредством:

— проведения денежно-кредитной политики;
— валютных интервенций;
— использования государственных резервов международных платежных средств или иностранных займов.

На практике обычно используют две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.

Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса.

Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы — это и есть девизная политика. Подобные операции получили название «валютных интервенций». Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или путем соглашений своп) национальную валюту, он увеличивает спрос, а, следовательно, и ее курс. Напротив, продажа Центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса. Влияние валютной политики Центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании либо экспорта, либо импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритетов политики Центрального банка в данной экономической ситуации, что может выражаться либо в стимулировании товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании курса национальной валюты по отношению к иностранной.

Наряду с прямыми мерами валютного регулирования — дисконтной и девизной политикой — и мерами непосредственного валютного регулирования на валютный курс значительное влияние оказывают многие другие законодательные нормы. Среди них можно выделить следующие три группы норм.

1. Нормы налогового законодательства:

— налогообложение курсовых разниц;
— форма платежей налогов по валютным операциям;
— налогообложение операций по купле и продаже иностранной валюты

2. Нормы, регламентирующие экономические условия развития:

— законодательная регламентация расчетов в иностранной валюте на территории страны;
— требования к предприятиям, желающим использовать валютный счет и кассу;
— норма обязательной продажи валютной выручки;
4-7406

— ставка % по валютным кредитам, списываемая на себестоимость;
— регламентация государственных закупок (выбор поставщиков — отечественных или иностранных).

3. Нормы банковского законодательства:

— нормы обязательных резервов и форма их перечисления в Центральный банк. Многие банки практикуют временную реструктуризацию счетов перед определением сумм, перечисляемых в качестве обязательных резервов в Центральный банк, если норма резервов по валютным депозитам ниже, чем по рублевым. Сегодня она единая.

— требования к банкам, желающим производить операции в иностранной валюте. Ужесточение перечисленных требований ведет, с одной стороны, к повышению профессионализма банков, ведущих валютные счета, а с другой — к изменению стоимости банковских услуг по обслуживанию валютных счетов. При этом проявляются две тенденции: снижение предложения и ограничение конкурентоспособности ведет к росту стоимости банковских услуг, а сосредоточение операций в крупных банках снижает расходы и соответственно стоимость услуг. Это в свою очередь влияет на количество предприятий, желающих иметь валютные счета. Как следствие, изменяется спрос на валютном рынке.

За более чем семь лет либерализации отечественного валютного рынка Центральный банк испробовал все основные существующие режимы валютного курса с тем или иным результатом воздействия на объемы официальных валютных резервов. Чем более жестким и регулируемым был режим валютного курса, тем большие затраты средств валютного резерва для его поддержания в полном соответствии с общемировой практикой требовались от Центрального банка.

С начала 1992 г. на протяжении двух с половиной месяцев Центральный банк применял фиксированный валютный курс рубля, установленный с учетом результатов торгов на Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ), на первоначальном уровне 110 руб. за 1 долл. США. С первых же дней существования нового режима валютного курса возникла постоянно увеличивавшаяся положительная разница между биржевым и официальным курсами доллара США к рублю, составлявшая в течение полугода в среднем около 50% в месяц. Затем официальный курс доллара США к рублю, несмотря на высокие темпы инфляции, был постепенно искусственно снижен до уровня 85 руб. за 1 долл. к июню 1992 г. Валютные резервы Центрального банка в этот период практически полностью отсутствовали: все валютные средства, поступавшие от обязательной продажи части экспортной выручки, немедленно направлялись на валютные биржи для поддержания валютного курса рубля.

С лета 1992 г. ориентиры политики Центрального банка в области регулирования валютного курса рубля изменились: курс Центрального банка, устанавливаемый для доллара США по отношению к рублю, начал приближаться к биржевому. Официальный валютный курс был в течение месяца снижен на 17,5%, затем 1 июля 1992 г. еще одноразово девальвирован на 25% и начал устанавливаться по результатам торгов на ММВБ. Кроме того, Центральный банк фактически перешел на использование режима «управляемого плавания» валютного курса. В рамках этого режима только чересчур большие разовые отклонения валютного курса сглаживались валютными интервенциями Центрального банка. В результате проведения политики естественного снижения валютного курса рубля в соответствии с темпами инфляции сократились объемы валютных интервенций Центрального банка и у него начали формироваться валютные резервы, достигшие к концу 1995 г. 14,3 млрд. долл. США.

Тем не менее до середины 1995 г. концепция сдерживания, хотя и в меньшей степени, продолжала преобладать в политике Центрального банка. По этой причине периоды использования Центральным банком режима «управляемого плавания» курса рубля прерывались валютными кризисами, возникавшими в результате значительного отставания динамики валютного курса от темпов роста внутренних цен. Так было в августе, сентябре и октябре 1992 г., январе 1993 г., октябре 1994 г. («черный вторник»), январе 1995 г. Каждый раз проявлялся накопленный нереализованный потенциал валютного курса рубля, который возникал в результате завышения номинального курса валюты относительно его реального (с поправкой на инфляцию) значения и рестриктивной монетарной политики Цен^ трального банка, ограничивающей рост денежной базы, отрицательные последствия такой политики становились очевидны по значительному снижению уровня валютных резервов, израсходованных на искусственное поддержание завышенного валютного курса.

Возникающее противоречие всякий раз устранялось в результате разовых девальваций (в среднем более чем на 20% каждая). Причем девальвации эти проводились через механизм торгов ММВБ путем сокращения объемов или полного отказа от интервенций Центрального банка. Тем самым валютный курс на короткое время переводился в режим «свободного плавания».

С середины 1995 г., когда валютные резервы Центрального банка достигли достаточных размеров, был последовательно проведен ряд мероприятий, направленных если не на стабилизацию динамики валютного курса рубля, то на придание ей определенности. В результате усиления бюджетной и денежно-кредитной политики стало возможным ввести режим односторонней привязки рубля к доллару, реализованный в виде ограничений на возможную динамику обменного курса (валютный коридор), который в тот период сыграл позитивную роль и позволил ограничить инфляционные ожидания. Так, с июля и до конца 1995 г. был установлен предел отклонений курса рубля в форме «горизонтального» валютного коридора с границами 4300-4900 руб. за 1 долл. США. Тем самым Банк России обязался всеми доступными ему методами денежно-кредитной и валютной политики удерживать текущий валютный курс в объявленных границах. В 1996 г. эта политика была продолжена, и валютный коридор был продлен в пределах 4550-5150 руб. за 1 долл. США. С мая 1996 г. в рамках действовавшего валютного коридора дополнительно был введен малый валютный коридор с ежедневной фиксацией допустимых отклонений курса рубля в пределах ±1,5%, которые ограничивались при помощи валютных интервенций Центрального банка.

В середине 1996 г. произошло ослабление бюджетной политики, увеличился бюджетный дефицит и государственный долг. Это совпало с ухудшением конъюнктуры мировых товарных рынков. В этих условиях был введен наклонный валютный коридор. При этом государством были приняты международные обязательства по обеспечению конвертируемости российского рубля по текущим операциям (присоединенные к статье VII Статье Устава Международного валютного фонда). С июля 1996 г. устанавливается наклонный валютный коридор с нижней границей 5000-5600 руб. и с верхней — 5500-6100 руб. за 1 долл. США. Тем самым Центральный банк вновь изменил режим валютного курса рубля, начав использование отдельных элементов режима «скользящей фиксации». Последний был выбран в качестве внешне наиболее привлекательного и, как могло показаться, наиболее эффективного.

В рамках режима скользящей (ползучей) фиксации, курс национальной валюты привязывается к какому-либо объективному рыночному критерию: курсу твердой валюты или к корзине валют. В последующем курсовое соотношение национальной валюты и объективного рыночного критерия поддерживается на неизменном уровне на отдельных промежутках времени. В зависимости от ситуации на валютном рынке или состояния экономики страны эти уровни могут относительно плавно изменяться. В рамках установленных уровней курс национальной валюты поддерживается путем проведения Центральным банком целенаправленной денежно-кредитной политики, а в случае необходимости — официальных валютных интервенций.

Эта политика проводилась до начала финансового кризиса в ноябре 1997 г., когда значительный сброс государственных ценных бумаг нерезидентами, а позже резко возросший уровень свободных денежных средств в банковской системе привели к существенному и устойчивому повышению спроса на иностранную валюту. Начиная с этого времени Центральный банк вынужден был поддерживать уровень обменного курса при помощи интервенций на внутреннем валютном рынке. В конце 1997 г. было объявлено о новом порядке формирования валютного курса: введении центрального курса и допустимых пределов отклонений, также в режиме односторонней привязки.

Количественные параметры объявленной курсовой политики — границы валютного коридора и центральный курс рубля к доллару США — были определены на основе предположений о сохранении или незначительном изменении внешнего баланса финансовых потоков России, сложившегося в 1996-1997 г. Основной чертой этого баланса является значительный чистый приток краткосрочного иностранного капитала в страну. Однако в 1998 г. баланс движения капитала изменился, начался отток капитала из России.

По ряду критериев сложившийся к середине 1998 г. курс российского рубля (на уровне 6,2 рубля за 1 долл. США) являлся завышенным. Таким образом, в августе 1998 г. реализовался накопленный инфляционный потенциал валютного курса рубля. В результате одновременного проявления целого ряда негативных факторов, которые тем самым усилили свое воздействие на валютный курс рубля, разразился небывалый кризис отечественного валютного рынка.

Одной из приоритетных задач денежно-кредитной политики в перспективе является обеспечение экономически обоснованной динамики валютного курса рубля. В условиях финансового кризиса и сложившегося уровня открытости российской экономики невозможно без равновесного валютного курса обеспечить нормальное и поступательное развитие внешнего сектора, стабилизацию ситуации в банковской системе, сдерживание инфляции, создание условий для притока иностранного каптала.

Из этого вытекает, что основными задачами Центрального банка в области регулирования внутреннего валютного рынка на современном этапе в кратко- и среднесрочном плане являются следующие:

1. Обеспечение ликвидности отечественного валютного рынка и, соответственно, эффективности расчетов по внешнеэкономическим операциям;
2. Обеспечение должного контроля за соблюдением законности при проведении коммерческими банками валютных операций; временное введение валютных ограничений по капитальным операциям, сокращающих вывоз капиталов за рубеж; принятие мер, направленных на возвращение средств, переведенных за рубеж в преддверии августовского (1998 г.) кризиса;
3. Проведение сбалансированной (с точки зрения обеспечения рентабельности приоритетных экспортных отраслей и критического импорта) политики регулирования валютного курса рубля, отвечающей интересам большинства отечественных производителей и основным задачам развития экономики в целом;
4. Наращивание золотовалютных резервов путем повышения объемов обязательной продажи экспортной выручки, ужесточения контроля за целевым использованием валютных средств, приобретаемых импортерами, и постепенного снижения объемов валютных интервенций;
5. Повышение эффективности управления золотовалютными резервами Центрального банка, минимальное их использование для достижения своих целей на внутреннем валютном рынке.

Решение второй из упомянутых задач может дать наиболее быстрый эффект, поскольку находится в сфере административных методов валютного регулирования и валютного контроля. Оно зависит в большей степени от эффективного взаимодействия Центрального банка с Госналогслужбой (МНС), Государственным таможенным комитетом (ГТК) и Федеральной службой валютно-экспортного контроля. (ВЭК), а также от правильности и тщательности проведения банковского аудита, качества работы подразделений банковского надзора и инспектирования.

Успешное достижение всех остальных перечисленных целей зависит в основном от правильности выбранных ориентиров в проведении Центральным банком политики регулирования валютного рынка, которые во многом определяются политикой валютного курса.