Рынок МБК и его участники
Под межбанковским кредитом понимается кредит, предоставляемый одним банком другому, или депозиты банка, размещаемые в других банках. Субъектами кредитных отношений в данном случае являются банки — коммерческие и центральные. Банки, располагающие свободными кредитными ресурсами, продают эти ресурсы на рынке межбанковских кредитов (МБК) — денежном рынке. С помощью межбанковских кредитов банки могут оперативно управлять своей ликвидностью, быстро привлекать средства в случае необходимости или размещать временно свободные кредитные ресурсы.
В состав участников рынка МБК входят банки, которые проводят свои операции нерегулярно, в зависимости от складывающихся финансовых условий. Наиболее активные операторы рынка МБК — банки-дилеры, действующие от своего имени и за свой счет; они могут выступать в качестве заемщиков или кредиторов. Их доход — процентная маржа, т.е. разница между ставками размещения и привлечения средств. Использование операционных систем, например REUTERS DEALING 2000, обеспечивает техническую возможность оперативного совершения сделок: банки получают стандартную информацию (текущие котировки, условия, прочие справочные сведения), а также определенный инструментарий для совершения сделок. Доход от применения операционных систем складывается из комиссионных и абонентской платы участников расчетов.
Об активности российских банков на рынке МБК свидетельствуют данные табл. 10.1.
Таблица 10.1
Объем межбанковских кредитов по группам кредитных организаций по состоянию на 1 мая 1999 г. (млн. руб.)
Группы кредитных организаций, ранжированных по величине активов | Объем кредитов, предоставленных всем категориям заемщиков | Кредиты, предоставленные банкам | |
общая сумма | в % к объему кредитов, предоставленных всем категориям заемщиков | ||
1-5 | 203951 | 46180 | 22,64 |
6-20 | 143125 | 8440 | 5,89 |
21-50 | 68484 | 10260 | 14,98 |
51-200 | 57276 | 7143 | 12,47 |
201-1000 | 32253 | 2879 | 8,93 |
1001-1421 | 1418 | 65 | 4,58 |
Рассчитано по данным: Бюллетень банковской статистики, 1999, № 6, с. 65.
Таблица 10.2
Данные об объемах предоставленных межбанковских кредитов
В рублях | В валюте | |||
Дата | в % к общей сумме кредитов, | в % к общей сумме кредитов, | ||
млн. руб. | выданных всем категориям | млн. руб. | выданных всем категориям | |
заемщиков | заемщиков | |||
1.01.98 | 17068 | 10,45 | 19805 | 17,56 |
1.08.98 | 18263 | 12,63 | 15870 | • 12,52 |
1.10.98 | 11751 | 9,72 | 43587 | 15,21 |
1.01.99 | 12836 | 10,42 | 45321 | 15,19 |
1.05.99 | 22095 | 13,12 | 52872 | 16,78 |
Рассчитано по данным: Бюллетень банковской статистики, 1999, № 6, с. 76.
Цена кредитных ресурсов — процентная ставка по кредиту на рынке МБК — складывается под воздействием спроса и предложения. Представление о состоянии рынка МБК дают специальные показатели, к числу которых относятся:
MIBOR (Moscow Interbank Offered Rate) — средняя ставка по предложениям на продажу;
MIBID (Moscow Interbank Bid) — средняя ставка по предложениям на покупку;
MIACR (Moscow Interbank Actual Credit Rate) — средневзвешенная фактическая процентная ставка по МБК.
Перечисленные выше показатели исчисляются по крупнейшим банкам России — участникам рынка МБК.
Уровень процентных ставок на рынке МБК дифференцируется в зависимости от сроков кредитования, о чем свидетельствуют следующие данные табл. 10.3.
При выборе контрагентов на рынке МБК банками учитывается правовое положение, финансовое состояние будущего заемщика-банка, которое определяется на основании данных балансов и экономических нормативов. Используется также информация о рейтингах. На основании этих данных можно рассчитывать допустимую величину кредитного риска для контрагента — максимальный размер кредита для данного банка-заемщика.
Коммерческий банк не начнет работать на рынке МБК с контрагентом, не рассчитав на него лимит. Существуют специальные методики расчета установления лимита на банки-контрагенты, позволяющие адекватно оценить состояние любого банка на основании анализа данных балансов, экономических нормативов, расшифровок отдельных балансовых счетов, взятых в динамике. Чаще всего лимит рассчитывается на основе данных о собственном капитале банка-контрагента с помощью специального синтетического коэффициента, отражающего финансовое положение банка. Данный коэффициент разрабатывается самим банком-контрагентом.
Коммерческий банк может привлечь кредит другого банка напрямую или через посредника (другой банк, фондовую биржу, брокерскую контору и др.). МБК — довольно дорогой кредитный ресурс, однако в отличие от депозитов по ним не устанавливаются резервные требования, и потому вся сумма полученного межбанковского кредита может быть использована банком для прибыльных вложений.
Как свидетельствует статистика, уже в середине 1999 г. объем межбанковского кредитования (таблица № 2) номинально превзошел докризисные показатели 1998 г., хотя, конечно же, при оценке объема МБК следует принимать во внимание девальвацию рубля более чем в 3 раза по сравнению с прежним уровнем.
Таблица 10.3
Средневзвешенные процентные ставки по кредитам, предоставленным банкам в рублях (% годовых)
Период | Процентные ставки по срокам погашения | ||||||
до 30 дней | в том числе на 1 день | от 31 до 90 дней | от 91 дня до 1 года | от 181 дня до 1 года | от 1 года до 3 лет | свыше 3 лет | |
1998 г. | |||||||
Январь | 22,7 | 25,1 | 25,4 | 17,1 | 16,8 | 29,4 | 3,2 |
Май | 44,5 | 46,6 | 45,3 | 8,7 | 11,7 | 10,9 | 4,5 |
Август | 51,4 | 50,8 | 35,5 | 50,7 | 28,8 | 12,5 | 27,2 |
Декабрь | 28,3 | 28,3 | 20,0 | 6,2 | 8,5 | 28,3 | 2,8 |
1999 г. | |||||||
Январь | 23,7 | 24,0 | 43,9 | 41,9 | 30,8 | 3,0 | 30,0 |
Апрель | 18,3 | 18,4 | 20,6 | 13,7 | 3,2 | - | 19,7 |
Источник: Бюллетень банковской статистики, 1999, № 6, с. 78.
Банки могут оценивать деятельность банков-партнеров также и по их рейтингу. Рейтинг — специальные показатели деятельности банков. В основе рейтинга лежит обобщенная характеристика по заданному признаку, что позволяет группировать коммерческие банки в определенной последовательности по степени убывания данного признака. Рейтинги могут составляться органами банковского надзора на основе анализа данных отчетности банков и данных проверок на местах. Такие рейтинги не публикуются в печати. Так, например, Банк России производит классификацию банков по их финансовому состоянию, причем сведения об отнесении банков к классификационным группам носят строго конфиденциальный характер и могут сообщаться только самому банку и его владельцам.
Рейтинги, составляемые независимыми рейтинговыми агентствами, основываются на изучении официальной отчетности банков, публикуемой в печати. Такими рейтингами пользуются как профессионалы (специалисты банков, бирж, аудиторских фирм), так и непрофессионалы (вкладчики, акционеры). Публикуемые рейтинги позволяют банкам получить дополнительную информацию о финансовом состоянии банков-контрагентов для установления корреспондентских отношений, совершения сделок на рынке МБК. Многие банки имеют в своем штате аналитиков высокой квалификации и потому могут использовать полученную информацию наиболее эффективно.
Выделяются три основных метода построения рейтинга:
— номерной метод — построение ранговых списков по различным оценочным показателям;
— балльный метод — оценка отдельных показателей работы банка в баллах и выведение сводного показателя, на основании которого банк относится к той или иной группе;
— индексный метод — банкам присваиваются индексы (буквенный, цифровой или комбинированный) на основе изучения различных показателей деятельности банка.
В большинстве российских рейтингов в той или иной степени учитываются пять основных характеристик финансового состояния банка:
1) достаточность капитала;
2) качество активов;
3) ликвидность баланса;
4) эффективность деятельности;
5) уровень управления банком.
Количество рассчитываемых показателей, используемых при составлении рейтинга, может сильно различаться. Например, в рейтинге Оргбанка анализируются около 100 показателей, Информационного центра «Рейтинг» — 48, журнала «Деньги» — 7, «Интерфакса-100» — 12, Аналитического центра финансовой информации — 10. Однако следует отметить, что большое число показателей еще не является доказательством превосходства данной методики — меньшее количество показателей легче увязать между собой.
Все права защищены © 2007-2024. . «Банковское дело»