[сайт-версия]

Рынок МБК и его участники

Под межбанковским кредитом понимается кредит, предоставляемый одним банком другому, или депозиты банка, размещаемые в других банках. Субъектами кредитных отношений в данном случае являются банки — коммерческие и центральные. Банки, располагающие свободными кредитными ресурсами, продают эти ресурсы на рынке межбанковских кредитов (МБК) — денежном рынке. С помощью межбанковских кредитов банки могут оперативно управлять своей ликвидностью, быстро привлекать средства в случае необходимости или размещать временно свободные кредитные ресурсы.

В состав участников рынка МБК входят банки, которые проводят свои операции нерегулярно, в зависимости от складывающихся финансовых условий. Наиболее активные операторы рынка МБК — банки-дилеры, действующие от своего имени и за свой счет; они могут выступать в качестве заемщиков или кредиторов. Их доход — процентная маржа, т.е. разница между ставками размещения и привлечения средств. Использование операционных систем, например REUTERS DEALING 2000, обеспечивает техническую возможность оперативного совершения сделок: банки получают стандартную информацию (текущие котировки, условия, прочие справочные сведения), а также определенный инструментарий для совершения сделок. Доход от применения операционных систем складывается из комиссионных и абонентской платы участников расчетов.

Об активности российских банков на рынке МБК свидетельствуют данные табл. 10.1.

Таблица 10.1

Объем межбанковских кредитов по группам кредитных организаций по состоянию на 1 мая 1999 г. (млн. руб.)

Группы кредитных организаций, ранжированных по величине активов Объем кредитов, предоставленных всем категориям заемщиков Кредиты, предоставленные банкам
общая сумма в % к объему кредитов, предоставленных всем категориям заемщиков
1-5 203951 46180 22,64
6-20 143125 8440 5,89
21-50 68484 10260 14,98
51-200 57276 7143 12,47
201-1000 32253 2879 8,93
1001-1421 1418 65 4,58

Рассчитано по данным: Бюллетень банковской статистики, 1999, № 6, с. 65.

Таблица 10.2

Данные об объемах предоставленных межбанковских кредитов

В рублях В валюте
Дата в % к общей сумме кредитов, в % к общей сумме кредитов,
млн. руб. выданных всем категориям млн. руб. выданных всем категориям
заемщиков заемщиков
1.01.98 17068 10,45 19805 17,56
1.08.98 18263 12,63 15870 • 12,52
1.10.98 11751 9,72 43587 15,21
1.01.99 12836 10,42 45321 15,19
1.05.99 22095 13,12 52872 16,78

Рассчитано по данным: Бюллетень банковской статистики, 1999, № 6, с. 76.

Цена кредитных ресурсов — процентная ставка по кредиту на рынке МБК — складывается под воздействием спроса и предложения. Представление о состоянии рынка МБК дают специальные показатели, к числу которых относятся:

MIBOR (Moscow Interbank Offered Rate) — средняя ставка по предложениям на продажу;
MIBID (Moscow Interbank Bid) — средняя ставка по предложениям на покупку;
MIACR (Moscow Interbank Actual Credit Rate) — средневзвешенная фактическая процентная ставка по МБК.

Перечисленные выше показатели исчисляются по крупнейшим банкам России — участникам рынка МБК.

Уровень процентных ставок на рынке МБК дифференцируется в зависимости от сроков кредитования, о чем свидетельствуют следующие данные табл. 10.3.

При выборе контрагентов на рынке МБК банками учитывается правовое положение, финансовое состояние будущего заемщика-банка, которое определяется на основании данных балансов и экономических нормативов. Используется также информация о рейтингах. На основании этих данных можно рассчитывать допустимую величину кредитного риска для контрагента — максимальный размер кредита для данного банка-заемщика.

Коммерческий банк не начнет работать на рынке МБК с контрагентом, не рассчитав на него лимит. Существуют специальные методики расчета установления лимита на банки-контрагенты, позволяющие адекватно оценить состояние любого банка на основании анализа данных балансов, экономических нормативов, расшифровок отдельных балансовых счетов, взятых в динамике. Чаще всего лимит рассчитывается на основе данных о собственном капитале банка-контрагента с помощью специального синтетического коэффициента, отражающего финансовое положение банка. Данный коэффициент разрабатывается самим банком-контрагентом.

Коммерческий банк может привлечь кредит другого банка напрямую или через посредника (другой банк, фондовую биржу, брокерскую контору и др.). МБК — довольно дорогой кредитный ресурс, однако в отличие от депозитов по ним не устанавливаются резервные требования, и потому вся сумма полученного межбанковского кредита может быть использована банком для прибыльных вложений.

Как свидетельствует статистика, уже в середине 1999 г. объем межбанковского кредитования (таблица № 2) номинально превзошел докризисные показатели 1998 г., хотя, конечно же, при оценке объема МБК следует принимать во внимание девальвацию рубля более чем в 3 раза по сравнению с прежним уровнем.

Таблица 10.3

Средневзвешенные процентные ставки по кредитам, предоставленным банкам в рублях (% годовых)

Период Процентные ставки по срокам погашения
до 30 дней в том числе на 1 день от 31 до 90 дней от 91 дня до 1 года от 181 дня до 1 года от 1 года до 3 лет свыше 3 лет
1998 г.
Январь 22,7 25,1 25,4 17,1 16,8 29,4 3,2
Май 44,5 46,6 45,3 8,7 11,7 10,9 4,5
Август 51,4 50,8 35,5 50,7 28,8 12,5 27,2
Декабрь 28,3 28,3 20,0 6,2 8,5 28,3 2,8
1999 г.
Январь 23,7 24,0 43,9 41,9 30,8 3,0 30,0
Апрель 18,3 18,4 20,6 13,7 3,2 - 19,7

Источник: Бюллетень банковской статистики, 1999, № 6, с. 78.

Банки могут оценивать деятельность банков-партнеров также и по их рейтингу. Рейтинг — специальные показатели деятельности банков. В основе рейтинга лежит обобщенная характеристика по заданному признаку, что позволяет группировать коммерческие банки в определенной последовательности по степени убывания данного признака. Рейтинги могут составляться органами банковского надзора на основе анализа данных отчетности банков и данных проверок на местах. Такие рейтинги не публикуются в печати. Так, например, Банк России производит классификацию банков по их финансовому состоянию, причем сведения об отнесении банков к классификационным группам носят строго конфиденциальный характер и могут сообщаться только самому банку и его владельцам.

Рейтинги, составляемые независимыми рейтинговыми агентствами, основываются на изучении официальной отчетности банков, публикуемой в печати. Такими рейтингами пользуются как профессионалы (специалисты банков, бирж, аудиторских фирм), так и непрофессионалы (вкладчики, акционеры). Публикуемые рейтинги позволяют банкам получить дополнительную информацию о финансовом состоянии банков-контрагентов для установления корреспондентских отношений, совершения сделок на рынке МБК. Многие банки имеют в своем штате аналитиков высокой квалификации и потому могут использовать полученную информацию наиболее эффективно.

Выделяются три основных метода построения рейтинга:

— номерной метод — построение ранговых списков по различным оценочным показателям;
— балльный метод — оценка отдельных показателей работы банка в баллах и выведение сводного показателя, на основании которого банк относится к той или иной группе;
— индексный метод — банкам присваиваются индексы (буквенный, цифровой или комбинированный) на основе изучения различных показателей деятельности банка.

В большинстве российских рейтингов в той или иной степени учитываются пять основных характеристик финансового состояния банка:

1) достаточность капитала;
2) качество активов;
3) ликвидность баланса;
4) эффективность деятельности;
5) уровень управления банком.

Количество рассчитываемых показателей, используемых при составлении рейтинга, может сильно различаться. Например, в рейтинге Оргбанка анализируются около 100 показателей, Информационного центра «Рейтинг» — 48, журнала «Деньги» — 7, «Интерфакса-100» — 12, Аналитического центра финансовой информации — 10. Однако следует отметить, что большое число показателей еще не является доказательством превосходства данной методики — меньшее количество показателей легче увязать между собой.