[сайт-версия]

Кредитный мониторинг

После заключения кредитного договора и получения ссуды организация-заемщик (а равно поручитель, гарант, хранитель) должны находиться под постоянным контролем, главная цель которого состоит в обеспечении надлежащего погашения кредита и регулярной уплаты процентов.

В течение всего срока действия кредита кредитный инспектор производит оценку качества заемщика.

Кредитный инспектор должен регулярно (ежемесячно) следить за движением средств по расчетным и текущим счетам заемщика:

— ежемесячно по счетам в банке;
— ежеквартально по счетам заемщика в других банках.

В случае резкого уменьшения таких поступлений он должен установить причины этого и принять необходимые меры, направленные на недопущение невозврата кредита.

В течение срока действия кредитного договора от заемщика и от его поручителя (гаранта) истребуются документы бухгалтерской отчетности и проводится их тщательный анализ. При этом особое внимание должно быть обращено на следующее:

— снижение объема продаж;
— снижение доли денежной составляющей в составе выручки от реализации;
— резкое увеличение дебиторской и кредиторской задолженности (общей суммы и по отдельным видам) и замедление ее оборачиваемости;
— рост убытков или снижение прибыли;
— рост отношения заемные средства / оборотные активы;
— непропорциональный по сравнению с дебиторской рост краткосрочной задолженности;
— рост просроченных долгов;
— имеются ли требования третьих лиц в отношении заемщика в арбитражном процессе, что повлечет взыскание с него денежных сумм либо обращение взыскания на имущество, которые сделают погашение кредита проблематичным;
— имеется ли задолженность заемщика перед бюджетом, взыскание которой сделает погашение кредита проблематичным.

Кроме того, регулярно изучается информация о состоянии экономического сектора (отрасли), в котором работает заемщик. При выявлении благоприятных факторов, например таких, как повышение государством налоговых ставок и иных изъятий в бюджет, кредитный инспектор должен обязательно связаться с заемщиком, чтобы выяснить, какое конкретное влияние это окажет на заемщика и как заемщик планирует справиться с данной ситуацией.

Сотрудники службы безопасности банка производят независимый и объективный контроль текущего состояния заемщиков (а также поручителей, гарантов и залогодателей) в части, относящейся к ведению службы безопасности, в том числе выявление фактов:

— представления банку недостоверной и фальсифицированной отчетности и других данных;
— невыполнения обязательств перед банками и контрагентами;
— ведущихся судебных разбирательств;
— резких изменений в планах деятельности клиента;
— ожидаемых радикальных изменений в составе руководства компании или неблагоприятных тенденций на рынке заемщика;
— данных о личности руководителей.

С целью постоянного контроля за сохранностью заложенного имущества и выявления возможных изменений его текущей стоимости систематически, не реже одного раза в месяц, должны проводиться проверки наличия залога в местах его хранения и местонахождения. При этом особое внимание должно быть обращено на следующие обстоятельства:

— снизилась ли рыночная стоимость обеспечения;
— имеются ли какие-либо факторы, снизившие ликвидность залога со времени последней проверки;
— обеспечивается ли режим сохранности залога.

На основании имеющейся информации, в том числе поступившей от службы безопасности и иных обеспечивающих служб, кредитный инспектор составляет, не реже 1 раза в 3 месяца, кредитный отчет относительно действующего статуса кредита, в котором должны содержаться ответы на следующие вопросы.

1. Качество кредита:

— ухудшилось ли финансовое состояние кредита, как это может повлиять на возможность погашения кредита и выплату процентов;
— обеспечивает ли предприятие объем продаж в связи с использованием кредитных ресурсов в соответствии с ожиданиями;
— соответствуют ли уровни доходов и расходов, относящиеся к финансируемому проекту, приблизительно ожидаемым;
— появились ли какие-либо негативные непредвиденные обстоятельства, способные привести к невозврату кредита;
2. Соблюдение условий кредитного договора:

— соблюдаются ли заемщиком условия кредитного договоров (выплата процентов и др.);
— использует ли заемщик средства кредита в соответствии с его целевым назначением, установленным кредитным договором;
3. Обеспечение:

— снизилась ли рыночная стоимость обеспечения;
— изменилось ли финансовое положение поручителя (гаранта) настолько, что он не может выполнить принятые на себя обязательства, вытекающие из договора поручительства (банковской гарантии);
— имеются ли какие-либо факторы, оказывающие влияние на снижение ликвидности залога со времени последней проверки;
— обеспечивается ли режим сохранности залога.

В случае выявление хотя бы одного из вышеназванных факторов кредитный инспектор незамедлительно должен составить заключение, содержащее описание обнаруженных фактических данных, могущих служить основанием для досрочного исполнения обязательства, а также мотивированный вывод-предложение о целесообразности (нецелесообразности) требования досрочного исполнения заемщиком обязательства по кредиту.

Рассмотрение вопроса о возбуждении процедуры требования досрочного исполнения кредита осуществляется кредитным комитетом банка в соответствии с его регламентом.