Оценка кредитоспособности и платежеспособности клиента
Оценка кредитоспособности клиента обычно базируется на анализе следующих критериев:
1) качество управления компанией (уровень менеджмента);
2) характер кредитуемой сделки;
3) опыт работы банка с данным конкретным клиентом (кредитная история);
4) состояние отрасли и региона, конкурентоспособность клиента, положение конкретного клиента в указанной отрасли;
5) финансовое положение клиента;
6) возможность предоставления клиентом имущества для использования в качестве иного обеспечения.
Руководство должно обладать достаточно высокой компетенцией и опытом, чтобы ставить реалистичные финансовые цели и задачи.
Опыт работы банка с клиентом (характер взаимоотношений с клиентом). Прежде всего, кредитный инспектор должен оценить прочность взаимоотношений банка с клиентом и его историю. К факторам, которые нужно проанализировать при оценке характера взаимоотношений банка с клиентом, относятся:
— длительность взаимоотношений заемщика с банком по кредитованию, предоставлению банком клиенту других продуктов, имеющих кредитные риски, по расчетно-кассовому обслуживанию и по другим видам банковских услуг (продуктов);
— количественные параметры операций банка с данным клиентом по всем видам продуктов (суммы и сроки кредитов, гарантий и др., суммы оборотов по счетам, суммы депозитов и др.);
— кредитная история.